Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования. Явление социальной ответственности появилось только в середине прошлого века. Бизнес за последние десятилетия проделал большой путь по осмыслению своей ответственности за повышение качества жизни, сохранение окружающей среды, решение социально-экономических проблем. Корпоративная социальная ответственность является сегодня новой философией бизнеса, позволяющей компаниям не только повышать экономическую эффективность, но и ориентироваться на решение социально-экономических проблем и достижение общественного блага. Модная индустрия, как бизнес процесс, не осталась в стороне от решения социальных задач.
Мода – это временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни, погоня за новизной. Соответствие бизнес-процессов модной индустрии принципам социальной ответственности становится все более актуальным для современной социально-экономической деятельности.
Цель исследования – провести анализ социальная ответственности компаний в модной индустрии.
Объект курсовой работы – модная индустрия.
Предмет курсовой работы – социальная ответственность компаний в модной индустрии.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие и основные виды социальной ответственности.
2. Рассмотреть модную индустрию как сфера социальной ответственности
3. Исследовать примеры внешней социальной ответственности в модной индустрии.
4. Проанализировать примеры внутренней социальной ответственности в модной индустрии.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, контент-анализ.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
Социально-этический подход в бизнесе начал формироваться под влиянием немецко-американского психолога Курта Левина (США, 1940-е годы) и получил свое развитие в работах американского психолога Эдгара Шейна и канадского социолога и экономиста Генри Минцберга . Сторонники данного подхода полагают, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть своих средств на его совершенствование.
Зародились идеи социальной ответственности на волне профсоюзного движения в Европе и США еще в XIX столетии. Переломным моментом явилась «Великая депрессия» 30-х годов XX века, когда остро встал вопрос защиты прав трудящихся и социальной ответственности государства за благополучие своих граждан .
Как видно из Таблицы 1.1, однозначного определения социальной ответственности до сих пор не существует. Границы содержания термина «социальная ответственность» провести довольно сложно даже сегодня.
В связи с этим различные социальные институты, а именно: государство, гражданское общество, торговые союзы, некоммерческие организации отстаивают свои интересы в данной сфере, по-разному интерпретируя понятие социальной ответственности. В определении того, какой должна быть социальная ответственность и какой бизнес можно считать таковым, важными факторами являются этика и мораль. Но также на данное явление сильное влияние оказывают культура и социальные институты.
На рисунке 1.1 показаны компоненты определения социальной ответственности .
Для того, чтобы обозначить собственное мнение относительно социальной ответственности, сформулируем свое определение. Так, по мнению автора курсовой работы, под социальной ответственностью понимается общественно значимая и полезная деятельность коммерческой организации, которая связана с проведением ряда мероприятий по защите общественных интересов и окружающей среды, а также с отказом от выгоды, связанной с причинением вреда.
Социальная ответственность строится на определенных принципах, которые обеспечивают ее эффективность для общества и каждого человека в отдельности. Соответствие основным принципам социальной ответственности состоит в том, чтобы добровольно отдавать приоритет интересам общества и принимать участие в решении различных социальных проблем. Как минимум, действия социально ответственной организации не должны вредить окружающей среде, социуму и людям.
Многие эксперты считают соответствие деятельности компании целям, обозначенным в документе ООН, главным системообразующим признаком социальной ответственности как таковой и ее коренным отличием от простой благотворительности. Поэтому, для того, чтобы считать бизнес или организацию социально ответственной в глобальном масштабе, нужно проанализировать, насколько деятельность сопрягается с одной или несколькими целями из числа заявленных ООН .
На рисунке 1.2 показаны основные принципы социальной ответственности .
Таким образом, социальная ответственность представляется междисциплинарным явлением, которое важно рассматривать с различных ракурсов. В теоретическом понимании, это некая стратегия каждой компании, в рамках которой вырабатывается определенное отношение к людям, обществу и государству, в практическом видении – это комплекс действий и мероприятий, отражающих социально ответственную позицию компании.
В Глобальном договоре ООН выделяется ряд направлений, в которых может существовать социальная ответственность компаний в современном мире. В частности, это такие сферы оказания помощи обществу как повышение уровня образования, борьба с голодом и нищетой, обеспечение защиты климата, ликвидация социального неравенства и др. Всего Глобальный договор ООН выделяет 17 таких направлений. При этом данный нормативный документ говорит о том, что все компании должны нести социальную ответственность, вне зависимости от их размера и дохода. Кроме того, все компании должны взаимодействовать друг с другом в направлении реализации принципов социальной ответственности .
Корпоративная социальная ответственность (КСО) становится неотъемлемой частью бизнес-стратегии компаний, повышая устойчивость бизнеса и финансовые показатели. Социально-ответственные практики направлены не только на сотрудников компании, но и на улучшение взаимодействия с внешней средой и заинтересованными сторонами, такими как клиенты и партнеры. Люксовый сегмент имеет свои особенности и нюансы, но развивается в ESG-сфере также, как и предприятия других отраслей.
Внедрение принципов КСО повышает лояльность сотрудников, клиентов, партнеров и поставщиков. Компании также получают поддержку со стороны органов власти и потенциальных инвесторов, что приводит к увеличению прибыли и повышению эффективности.
Например, новым трендом становятся импакт-компании, стремящиеся изменить жизнь людей и окружающий мир в лучшую сторону. Исследование американской некоммерческой организации GIIN 2023 года свидетельствует о растущей привлекательности импакт-инвестиций. В период с 2017 по 2022 год активы, направляемые на стратегии влияния, росли на 18% в годовом исчислении, а суммы, которыми управляли инвесторы рейтинга GIIN, выросли за 5 лет с $95 до $213 млрд. долларов .
Правильно подобранные устойчивые практики позволят организациям не только повысить авторитет, но и получить дополнительные преимущества для развития бизнеса. Социальная ответственность выходит за рамки работы с персоналом, и затрагивает взаимодействие с другими стейкхолдерами, влияя на социальную и экологическую эффективность предприятия. Сегодня как пользователи, так и партнеры задают вопросы о происхождении ресурсов, задействованных в производстве товаров, а также оценивают влияние компании на окружающую среду. Таким образом, экологический аспект становится неотъемлемой частью корпоративной социальной ответственности .
1.2. Модная индустрия как сфера социальной ответственности
Под индустрией моды в научной литературе понимается специфическая экономическая отрасль производственного, торгового и маркетингового характера, которая связана с созданием и реализацией различных видов и брендов одежды для всех сегментов целевой аудитории. Индустрия моды – это сложный технологический процесс, в котором задействованы различные специалисты, обладающие определенными профессиональными качествами.
Социальная ответственность в модной индустрии – это такое социально-экономическое поведение компаний, связанных с производством брендовой одежды и аксессуаров, которое направлено на сохранение и приумножение ресурсов общества и окружающего мира. Основными направлениями социальной ответственности в модной индустрии является отказ от использования природных материалов, финансирование экологических и социальных программ, оказание помощи пострадавшим от техногенных катастроф.
Индустрия моды является одной из отраслей, чей экологический след существенно заметен. Производство текстильных изделий вызывает потребление больших объемов электроэнергии и воды, загрязнение атмосферы, лесов и мирового океана за счет значительного количества выбросов и отходов. Ежегодно в океан попадает примерно 500 тыс. тонн микроволокон, что аналогично по степени загрязнения 50 млрд. бутылок . Также каждый год происходят потери около 500 млрд. долл. из-за одежды, которая почти не носится и практически не перерабатывается .
По миру перерабатывается менее 1% одежды, что приводит к существенному недоиспользованию потенциальных ресурсов. Следовательно, происходят потери не только экологические, но и экономические. Помимо этого, следование тренду «быстрой моды» вынуждает бренды увеличивать нагрузку на своих работников на производстве. При этом компании, как правило, стараются минимизировать издержки за счет экономии на зарплате .
В результате, сотрудники вынуждены трудиться сверхурочно при низкой оплате труда и в неблагоприятных для работы условиях. «Устойчивая» мода подразумевает под собою создание более долговечных предметов одежды с ответственным потреблением ресурсов, минимизацией отходов, соблюдением безопасных условий труда для сотрудников, а также применение технологии переработки для повторного использования вещей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божук, С.Г., Кулибанова, В.В., Тэор, Т.Р. Корпоративная социальная ответственность: учебник для вузов / С.Г. Божук, В.В. Кулибанова, Т.Р. Тэор. – М.: Юрайт, 2023. – 226 с.
2. Глобальный договор ООН от 25 сентября 2015 года. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://globalcompact.ru/about/sdgs/?ysclid=m92i2dymwz31393602 (дата обращения: 01.04.2025).
3. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. – СПб: Питер, 2004. – 380 с.
4. Григорян, Е.С., Юрасов, ИА. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Е.С. Григорян, И.А. Юрасов. – М.: Дашков и К, 2019. – 248 c.
5. Ирназаров, Р.И., Юсупова, М.Х. Социальная ответственность: к вопросу о возникновении / Р.И. Ирназаров, М.Х. Юсупова // Вестник Башкирского университета. – 2011. – Т. 16. №1. – С. 176–180.
6. Йонас, Г. Принцип ответственности: Опыт этики для технологической цивилизации / Г. Йонас. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 480 с.
7. Конева, А.В. Мода в социальном бытии: от включенности к исключительности / А.В. Конева // Фундаментальные проблемы культурологи. В 7 т. Т. 6: Культурное наследие: от прошлого к будущему. – М.: Новый хронограф; СПб.: Эйдос, 2009. – С. 127–145.
8. Куртов, Д. Предпринимательская ответственность и эффективность функционирования предприятия / Д. Куртов // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. – № 4. – С. 56–62.
9. Левин, К. Теория поля и эксперимент в социальной психологии / К. Левин. – СПб.: Питер, 2018. – 570 с.
10. Макарова, С.В., Степанова, Н.Р. Социальная ответственность – важнейший фактор устойчивости развития организации и общества в целом / С.В. Макарова, Н.Р. Степанова // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5 (часть 5). – С. 1075–1079.
11. Минцберг, Г. Менеджмент: природа и структура организаций / Г. Минцбрег.– М.: ЭКСМО, 2018. – 430 с.
12. Минченко, Л.В., Скоробогатов, М.В., Ангелова, А.Ю. Технология встраивания КСО в управление предприятием / Л.В. Минченко, М.В. Скоробогатов, А.Ю. Ангелова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2020. – № 1. – С. 79–85.
13. Орлова, Л.Д. Стандарты корпоративной социальной ответственности бизнеса / Л.Д. Орлова // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. – 2020. – № 2 (22). – С. 58–63.
14. Сафонов, К.Б. Феномен ответственности в современном обществе: философский анализ / К.Б. Сафонов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2012. – № 4. – С. 61–64.
15. Трофимов, Г.В. Исторический опыт реализации социальной ответственности как вектор развития современной организации в России / Г.В. Трофимов // Молодой ученый. – 2018. – № 39 (225). – С. 98–100.
16. Тульчинский, Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности: учебник и практикум для вузов / Г.Л. Тульчинский. – М.: Юрайт, 2023. – 338 с.
17. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. – СПб.: Питер, 2011. – 380 с.
18. Шумский, А.В. Индустрия моды в цифровую эпоху: тренды и технологии / А.В. Шумский // Медиа Альманах. – 2021. – № 4. – С. 60–69.
19. Ялунер, Е.В. Российская индустрия моды: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Е.В. Ялунер // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-industriya-mody-problemy-i-perspektivy?ysclid=m82pi3kvqw187874817 (дата обращения: 09.03.2025).
20. Derrida, J. Esse ob imeni [Essay about the name] / J. Derrida. – St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2015. – 192 p.
21. Kering. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – 2025. – Режим доступа: https://www.kering.com/en/ (дата обращения: 09.03.2025).
22. LVMH. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – 2025. – Режим доступа: https://www.lvmh.com/en/commitment-in-action (дата обращения: 09.03.2025).
23. OTB Groupe. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – 2025. – Режим доступа: https://www.otb.net/en/sustainability (дата обращения: 09.03.2025).
24. Richemont. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – 2025. – Режим доступа: https://www.richemont.com/ (дата обращения: 09.03.2025).